«парсуна»

Суббота, 07 Янв 2012, 16:35 | Рубрика: Сумской художественный музей
Метки:

Первые  портреты в отечественном искусстве но­сили название парсун. Термин «парсуна» происхо­дит от искаженного латинского слова «персона», что значит — лицо, личность, и тем самым под­черкивает, что на портрете запечатлен конкрет­ный человек.

image

 

Бытовали парсуны вплоть до конца XVIII века, развиваясь в тесном взаимодействии с иконописью и используя некоторые ее характер­ные черты, например, плоскостность изображения, локальность цвета. Подобно живописным произве­дениям большинство из них написаны маслом на холсте, в то время как иконы выполнялись темперными красками на деревянных досках. Все эти особенности парсуной живописи проявились в экспонируемых полотнах неизвестных художни­ков второй половины XVIII века: «Портрет Мак­сима Железняка», «Портрет гетмана Даниила Шостола», «Портрет гетмана Ивана Скоропадского», на которых изображены исторические лица, представители украинской военной-феодальной вер­хушки. «Портрет гетмана Скоропадского» отмечен «ртами парадности в костюме (одежды, напоминающие доспехи, развивающаяся за спиной ман­ия) и в атрибутике (булава — символ гетманской части).

Общий подъем духовной культуры в России, развитие национального искусства вызвали необходимость открытия академии художеств, которая была основана в 1757 году в Петербурге. Как i в других европейских академиях, в российской Академии художеств господствующим стилем стал классицизм, предполагавший непременную ориентацию на формы и образы античного искусства. э основные принципы — утверждение высокого гражданского долга, патриотизм, отражение героического начала в человеке как нельзя лучше со­ответствовали духу времени. В связи с этим главенствующее положение занимает исторический жанр — «высокий» жанр, выдвинутый классицизм на первый план. Но наряду с ним большое 1начение приобретает и портрет — жанр, который связывал художника с обществом, современ­никами.

Комментарии закрыты.